храм святителя Николая Мирликийского - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Господь Иисус Христос никогда не говорил: "Я Бог, поклоняйтесь Мне"?

 

 

Христианство и Ислам: все точки над «i».
 
Господь Иисус Христос никогда не говорил: "Я Бог, поклоняйтесь Мне"?

В разговоре с христианами мусульмане часто используют один и тот же аргумент, впервые высказанный исламским проповедником Ахмадом Дидатом. Он гласит: "Нигде в Библии Иисус не говорит, что Он — Бог, и нигде Он не призывает поклоняться Ему". Тем самым, мусульмане намекают своим слушателям, что в Священном Писании не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа. Я уже частично рассматривал этот вопрос в других статьях [1] [2], однако мне показалось чрезвычайно важным посвятить ему отдельную тему.

Из Священного Писания мы знаем, что Христос множество раз принимал поклонение (От Иоанна 9:38; От Матфея 14:33; От Матфея 28:9; От Луки 24:52), а также благословлял называющих Его Богом и Сыном Божиим (От Иоанна 20:28-29; От Матфея 16:16-18). Спаситель говорил иудеям, что Он и Отец - одно (От Иоанна 10:30), а также называл Себя единственным путем, истиной и жизнью (От Иоанна 14:6), прекрасно зная, что единственной истиной и жизнью является Господь Бог (Иеремия 10:10). Тем не менее, критики христианства продолжают требовать от нас дополнительных цитат, в которых Христос говорил бы о Своей Божественности. Целью данной статьи является разбор нескольких таких явных евангельских отрывков. Периодически мы также будем ссылаться на Коран, чтобы сравнить полномочия Аллаха с полномочиями Господа Иисуса Христа.

* * *

1) «...И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
(Св. Евангелие от Матфея 28:18-20)

Примечательно, что Господь Иисус Христос не только подтверждает здесь православное учение о Пресвятой Троице, утверждая, что Отец, Сын и Дух Святой имеют единое Божественное Имя (стих 19-й), но также говорит Своим ученикам, что Ему дана всякая власть на земле и на небе. Эта же мысль встречается и в других местах Евангелия, где Спаситель говорит о Своей абсолютной власти над миром видимым и невидимым:

«И всё Моё Твоё, и Твоё Моё» (Св. Евангелие от Иоанна 17:10)

«Всё, что имеет Отец, есть Моё» (Св. Евангелие от Иоанна 16:15)

«Всё предано Мне Отцем Моим» (Св. Евангелие от Луки 10:22)

«Всё предано Мне Отцем Моим» (Св. Евангелие от Матфея 11:27)

Спросите мусульман: кому из пророков дана власть небесная и земная? Кто из смертных людей может сказать, что ему принадлежит всё, что принадлежит Богу? Разумеется, никто. Только Господь может иметь абсолютную власть над Своим творением и это подтверждается в исламе.

"Единобожие в господстве" (таухид ар-рубубийа) - это один из незыблемых постулатов исламской религии, утверждающий, что всё сущее принадлежит только Аллаху, который ни с кем не делится своим господством. Исходя из этого, можно сделать простой вывод: если Христу принадлежит всё, что принадлежит Отцу, то это говорит о Его Божественности.

Следует также обратить внимание на последние слова Спасителя в Евангелии от Матфея: «Я с вами во все дни до скончания века» (стих 20-й). Никто, кроме Бога, не может пребывать с людьми вовеки. Подобные слова способен произнести лишь вечный Творец неба и земли.

* * *

2) «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Св. Евангелие от Иоанна 17:5)

Данная цитата интересует нас по двум причинам. Во-первых, Христос провозглашает в ней Свою вечность, т.к. говорит, что существовал уже прежде бытия мира. Кто может существовать прежде бытия мира, кроме Самого Творца? Разумеется, никто. Вечность Спасителя подтверждается и другими Его словами, записанными в Евангелии:

«Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Св. Евангелие от Иоанна 6:62)

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий...» (Св. Евангелие от Иоанна 3:13)

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Св. Евангелие от Иоанна 8:58)

В Ветхом Завете Господь утверждает Свою вечность следующими словами: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия 44:6). Точно такими же словами Свою вечность утверждает в Новом Завете Господь Иисус Христос: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний... так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откровение Иоанна Богослова 22:13; 2:8). Согласно Корану, только Бог может называться Первым и Последним (Коран 57:3), следовательно, мусульмане обязаны признать Спасителя Богом, исходя из Его же слов.

Цитата из Евангелия от Иоанна 17:5 также интересует нас по той причине, что Спаситель говорит в ней о славе Отца, которую Сын имел прежде бытия мира. Если бы Христос не являлся Богом, то подобные слова были бы богохульством, т.к. согласно Ветхому Завету, Господь ни с кем Своей славой не делится (Исайя 42:8; 48:11).

* * *

3) «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» - (Св. Евангелие от Матфея 25:31-46).

Вряд ли здесь нужны какие-нибудь комментарии. Христос прямым текстом утверждает в Евангелии, что будет судить людей на Страшном Суде, отправляя грешников в муку вечную, а праведников в жизнь вечную. Эта же мысль подтверждается и другими Его словами в Евангелии от Иоанна:

«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну...»
(Св. Евангелие от Иоанна 5:23).


Разве не один Господь будет судить вселенную? Разве не один только Создатель обладает этим Божественным правом? В исламе только Аллах будет вершить последний суд (Коран 6:62). В Ветхом Завете также говорится, что судить людей будет один лишь Господь Бог (Псалтирь 9:5; 49:6; Исайя 33:22; Иеремия 11:20). Следовательно, обладая подобными полномочиями, Христос не может не быть Богом.

* * *

4) «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца»
(Св. Евангелие от Иоанна 10:15).

Разве мог подобные слова произнести обычный пророк? Разумеется, нет. Ни один смертный человек не знает Бога так же хорошо, как Бог знает человека. Это было бы так же абсурдно, как если бы глина знала своего горшечника (Исайя 45:9; Римлянам 9:20-21). Господь ведает все наши мысли и помышления (Деяния 1:24). Мы же не разбираемся ни в Его мыслях, ни Его путях (Исайя 55:8-9). Следовательно, утверждая, что знает Отца так же хорошо, как и Отец знает Его, Спаситель указывает нам на Своё абсолютное знание, присущее одному лишь Богу.

* * *

5) «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек...»
(Св. Евангелие от Иоанна 10:28)

Все мы знаем, что никакой смертный человек не сможет даровать ближнему жизнь вечную. Жизнь вечную даёт один только Господь Бог, а пророк может лишь поведать нам об этом. Иногда мусульмане говорят, что под вечной жизнью понимается само учение Христа, дающее Рай. «Мухаммад тоже дал людям "жизнь вечную", поведав им об исламе!» - говорят они. Однако же, если мы откроем шестую главу Евангелия от Иоанна, то увидим, что жизнь вечная непосредственно связана с Таинством Евхаристии и всеобщим воскресением из мертвых:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (От Иоанна 6:53-54).

Таким образом, Христос не просто дает нам Своё учение, Он дает нам Самого Себя в Таинстве Евхаристии. Эта мысль подтверждается и другими библейскими цитатами (От Иоанна 1:4; От Иоанна 14:6; Первое послание Иоанна 1:2; Деяния Святых Апостолов 3:15), характеризующими Христа как 'жизнь'. Поэтому, говоря о власти даровать жизнь вечную, Спаситель в очередной раз подверждает Своё Божественное достоинство. Учение о том, что только Бог даёт жизнь, подтверждается и Кораном, в котором Аллах называется единственным существом, имеющим подобную власть (Коран 40:68).

* * *

6) «...дабы все чтили Сына, как чтут Отца»
(Св. Евангелие от Иоанна 5:23)

Глагол тимао (τιμάω), переведённый здесь как "чтить" , может также переводиться как "оказывать почесть". Христос учит нас, что нам следует воздавать точно такие же почести Сыну, как и Отцу. В чем проявляется почитание Отца? В поклонении. Следовательно, Сыну тоже следует поклоняться. Спаситель подтверждает это и в других местах Евангелия:

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Св. Евангелие от Матфея 7:21).

Исходя из текста Евангелия от Матфея 7:21, можно сделать вывод, что исполнение заповедей является неотъемлемым элементом спасения, однако не менее важным его элементом является признание Христа Господом.


* * *

7) «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город»
(Св. Евангелие от Матфея 23:34)

Христос утверждает, что Сам посылает к людям пророков. Спросите своих друзей-мусульман: может ли кто-нибудь, кроме Бога, обладать такими полномочиями? Разумеется, нет.

* * *

8) «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)

Критики христианства любят утверждать, что Христос нигде не называет Себя Сыном Божиим. В приведенной выше цитате мы видим, что Спаситель называет Себя не просто 'Сыном Божиим', но Единородным Сыном Божиим, а слово "единородный" (греч.μονογενὴς) означает "единственно рожденный, уникальный". То есть, по собственному признанию, Господь Иисус Христос является единственным Сыном у Бога-Отца. Более того, если мы обратим внимание на язык оригинала, то увидим, что термин μονο-γενὴς (mono-genes), переведенный на русский, как "единородный", происходит от двух разных слов: mono - "единственный", и genesis - существительное, означающее "род, происхождение, начало, источник".

Таким образом, Христос не только провозглашает уникальность Своего Божественного Сыновства, но также учит нас, что Отец и Сын единосущны друг другу, т.е. имеют единую Божественную природу.

* * *

9) «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных»
(Св. Евангелие от Марка 14:62)

В этой цитате, а также нескольких других (От Марка 14:61-62; От Матфея 24:30; От Матфея 26:64; От Марка 13:26; От Луки 21:2) Господь отождествляет Себя с Сыном Человеческим из пророчества Даниила:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»
(Даниил 7:13-14).

Кто есть Сей Сын Человеческий? В видении пророка Даниила Он показан как Личность, обладающая Божественными полномочиями. Все народы, племена и языки будут служить Ему. О какого рода 'служении' идет речь? Если мы откроем Септуагинту, древний греческий перевод Ветхого Завета, составленный за несколько веков до Рождества Христова, то увидим там слово латрео (λατρεια). "λατρεια" - это разновидность служения, которое надобно воздавать одному лишь Господу Богу, что следует из самой Библии:

«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (λατρεύσεις
(Св. Евангелие Матфея 4:10).

Отождествляя Себя с Сыном Человеческим из видения пророка Даниила, Христос напрямую проповедует Свою Божественность.


* * *

Прочитав эту статью, критики христианства могут обратиться к нам с вопросом: "Но где же всё-таки слова Иисуса: 'Я - Бог, поклоняйтесь Мне!'? Неужели их нет в Библии?".

На этот вопрос мы ответим так: учитывая, что Христос неоднократно заявлял, что будет судить мир на Страшном Суде; что Ему принадлежит всё, что принадлежит Отцу; что Он Сам посылает пророков; что Он является вечным; что Он обладает всякой властью на земле и на небе; что Он и Отец - одно; что Его надо почитать так же, как Отца и т.д., то нам кажется, что слова "Я - Бог, поклоняйтесь Мне" были бы тут лишними. Таким образом, перед нашими друзьями-мусульманами открывается два пути:

1) Поверить Господу Иисусу Христу и уверовать наконец в своего истинного Творца;
2) Не верить Спасителю и продолжить игнорировать Его учение, а также созданную им Церковь (От Матфея 16:18).

Какой путь правильный - решать Вам!



_____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

[1] "В Библии не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа?"
http://vk.com/topic-21081640_23390658

[2] "Апостолы не верили в Божественность Господа Иисуса Христа и Святого Духа?"
http://vk.com/topic-21081640_26904613

[3] "Чему учили первые христиане?"
http://vk.com/topic-21081640_26904537

[4] "Иисуса Христа 'сделали' Богом в 325-ом году на Никейском Соборе?"
http://vk.com/topic-21081640_23390412

[5] "Почему Господь Иисус Христос не называл себя Богом". Митрополит Антоний (Храповицкий)
http://www.romanitas.ru/content/vera/antony/pochemu.htm


Назад к списку